Не так давно в России введен профессиональный стандарт «Менеджер по информационным технологиям», который стал официальным документом. Вне зависимости от формы собственности компании, руководитель в области ИТ должен соответствовать требованиям к своей профессии. Хотя конечно менеджеры ИТ бывают разные. В стандарте выделено четыре уровня компетенций:
- менеджер по управлению ресурсами ИТ
- менеджер по управлению сервисами ИТ
- менеджер по управлению информационной средой предприятия
- менеджер по управлению ИТ-инновациями.
Стандарт определяет трудовые функции и трудовые действия, которые должен выполнять менеджер каждого уровня.
Пилотные сертификации на соответствие требованиям профстандарта уже проводятся. Также организованы курсы по подготовке менеджеров к сертификации и открыта магистерская программа в Высшей школе бизнеса МГУ. Одновременно апробируется и дорабатывается процедура оценки соответствия.
Ключевой вопрос для руководства: как оценивать эффективность ИТ-директора? На самом деле, оценивать нужно не самого директора, а уровень ИТ в компании. Есть специальные модели эффективности ИТ, основанные на специализированной для этой отрасли сбалансированной системе показателей Нортона и Каплана. В основе этой системы лежит обеспечение баланса между вкладом ИТ в показатели эффективности компании и повышением их собственной эффективности. Среди показателей, определяющих выгоду от применения ИТ можно отметить следующие: много ли сэкономили от внедрения ИТ-решений, увеличилась ли от этого производительность внутренних процессов, повысилась ли удовлетворенность клиентов и т.д.
Основные ошибки, с которыми сталкиваются в компаниях при внедрении тех или иных ИТ-решений — несистемный, неархитектурный подход. Пытаясь хаотично автоматизировать разные бизнес-процессы, затрачивается много средств, а, в итоге, системы не взаимодействуют друг с другом, появляется двойственная информация. Позже на ее основании принимаются неточные решения, что приводит к угрожающим последствиям.